Психолого-педагогическое сопровождение
Документы
Психолого-педагогическое сопровождение
Психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса — необходимое условие реализации ФГОС ДО. Под психолого-педагогическим сопровождением понимается система профессиональной деятельности педагогов, направленная на реализацию основной образовательной программы дошкольного образования.
Положение МАДОУ ДСКВ «Сказка» о социально-психологической службе
Основные направления психолого-педагогического сопровождения:
- психодиагностика
- коррекционно-развивающая работа
- психологическое консультирование
- психологическое просвещение
- взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ
Основные субъекты психолого-педагогического сопровождения: дети, родители, педагоги.
Цель психолого-педагогического сопровождения: обеспечить безопасность и сохранение психологического здоровья детей как основу для полноценного психического развития на всех этапах дошкольного детства.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- Содействовать созданию социально-психологических условий для успешного развития детей, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения каждого ребёнка и зону его ближайшего развития.
- Содействовать коллективу дошкольного учреждения в гармонизации психологического климата, благоприятного для развития детей.
- Оказывать своевременную психологическую консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую помощь детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем при подготовке детей к школе.
- Способствовать личностному саморазвитию и самореализации педагогов и родителей через различные формы психологического просвещения.
Направления деятельности психолого-педагогического сопровождения:
- Психодиагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса. В рамках психодиагностического направления осуществляется:
- Ведение адаптационных листов детей групп раннего возраста;
- Диагностика воспитанников подготовительной к школе групп с целью определения уровня психологической готовности к обучению в школе для организации и координации коррекционно-развивающей работы с детьми;
- Диагностика психического развития детей ОВЗ и детей-инвалидов для организации коррекционно-развивающей работы;
- Диагностика воспитанников в рамках психолого-педагогического консилиума (ППк) ДОУ.
- Диагностика детей «группы риска» (агрессивные, нерешительные, конфликтные, вспыльчивые дети) с целью учёта и организации дальнейшей помощи по оказанию работы с детьми (по запросу).
- Коррекционно-развивающая работа
Цель: оказание психолого-педагогической поддержки воспитанникам, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы, развитии и социальной адаптации. Коррекционная и развивающая работа ведётся с учетом приоритетных направлений и особенностей ДОУ: — работа с детьми, имеющими нарушения речи; — подготовка детей к обучению в школе. Дети, имеющие речевые нарушения направляются в группу комбинированной и (или) компенсирующей направленности согласно с разрешения родителей и решения психолого-медико-педагогической комиссии. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. В данном направлении реализуется:
- Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка, планирование работы;
- Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми речевой группы с целью развития познавательных процессов и речевых навыков;
- Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования психологической готовности к школьному обучению (развитие психических процессов, мотивации обучения в школе);
- Проведение занятий с детьми других возрастных групп с целью развития познавательных способностей.
- Проведение занятий с одаренными детьми.
Коррекционно-развивающие занятия имеют в своей основе принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие. Занятия в игровой форме проводятся в дневное время с октября по май:
- старшая группа -1 раз в неделю
- подготовительная группа -1раз в неделю
- одаренные дети -1 раз в неделю
- дети с ОВЗ, дети-инвалиды старшая группа -2 раза в неделю
- дети с ОВЗ, дети-инвалиды подготовительная группа — 2 раза в неделю
- индивидуальная работа дети с ОВЗ, детьми-инвалидами — 1 раз в неделю
Программа занятий реализуется в три этапа: I этап: мониторинг психолого-педагогического развития детей, вводная диагностика готовности к школьному обучению – сентябрь II этап: проведение профилактических и коррекционно-развивающих занятий – с октября по апрель III этап: мониторинг психолого-педагогического развития детей, итоговая диагностика готовности к школьному обучению – апрель-май. Основные методы проводимых занятий:
- Этюды
- Упражнения
- Беседа
- Психологическое консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития. Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. Консультации с родителями и педагогами может быть как групповой, так и индивидуальной. Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов, а также самих детей. Результатом взаимодействия является удовлетворение «реального» запроса и выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информационного характера. Основным методом психологического консультирования является беседа, а формой проведения – индивидуальная консультация. Основные вопросы консультативной работы с воспитателями в течение года:
- Консультации воспитателей по итогам психолого-педагогического мониторинга
- Консультации воспитателей по итогам ПМПк
- Консультации воспитателей по запросу
- Групповые консультации воспитателей на тему эмоционального выгорания
Основные вопросы консультативной работы с родителями в течение года: — Консультация родителей по итогам вводной и итоговой диагностики готовности к школьному обучению; — Индивидуальные консультации по вопросам развития детей (по запросу).
- Психологическое просвещение
Цель: освещение актуальных вопросов психического развития детей для родителей и педагогов. Психологическое просвещение участников образовательного процесса может проходить по примерным темам:
- Возрастные особенности детей каждой возрастной группы
- Психологические особенности детей с ОВЗ и формы работы с ними
- Ознакомление педагогов с новыми формами работы
- Адаптация детей к ДОУ
- Готовность детей к школьному обучению
Формы работы: оформление стендового материала, разработка памяток и буклетов, выступления на родительских собраниях и семинарах, проведение консультаций.
- Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ
С руководителем ДОУ
- Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность таким образом, чтобы быстрее достичь поставленной педагогическим коллективом цели.
- Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно- образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.
- Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.
- Оказывает психологическую поддержку при адаптации новых работников коллектива.
- При необходимости рекомендует администрации направить ребенка с особенностями развития на ПМПК.
- Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей.
- Предоставляет отчетную документацию.
Со старшим воспитателем
- Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
- Формирует содержание психолого-педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей.
- Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учреждении и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
- Участвует в разработке методических и информационных материалов по психолого-педагогическим вопросам.
- Участвует в деятельности Советов педагогов и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов.
- Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в ДОУ с точки зрения создания в нем психологического комфорта.
- Участвует в организации методических объединений и является членом ППк.
- Предоставляет документацию в течение всего учебного года (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).
- Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГОС ДО, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).
- Участвует в организации и проведении Дня открытых дверей.
С воспитателем
- Содействует формированию банка данных развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.
- Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.
- Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
- Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым, повышая их социально-психологическую компетентность.
- Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
- Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
- Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
- Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГОС ДО, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии)
- Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.
С музыкальным руководителем
- Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя.
- Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях.
- Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.
- Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий)
- Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределение ролей.
- Осуществляет сопровождение на занятиях по развитию памяти, внимания, координации движений, при подготовке к проведению праздников, досуга.
- Участвует в организации и проведении театрализованных представлений.
- Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.
С инструктором по физической культуре 1.Участвует в составлении программы психолого-педагогического сопровождения по физическому развитию в рамках ФГОС ДО.
- Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья.
- Способствует развитию мелко моторных и основных движений.
- Формирует потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
- Способствует взаимодействию детей разных возрастов (например, организуя соревнования между возрастными группами: старшей и подготовительной).
- Участвует в поиске новых эффективных методов и в целенаправленной деятельности по оздоровлению.
- Систематизирует результаты диагностики для постановки дальнейших задач по физическому развитию.
- Способствует внедрению в работу здоровьесберегающих технологий.
- Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.)
С учителем-логопедом, учителем-дефектологом
- Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе.
- Оказывает помощь детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их саморегуляции.
- Участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей и мелкой моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.
- Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии.
- Подбирает материал для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний.
- Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному решению с логопедом.
- Участвует в ППк ДОУ
Консультационный пункт
Основные цели работы консультативного пункта:
- обеспечение доступности дошкольного образования;
- выравнивание стартовых возможностей детей, не посещающих ДОО, при поступлении в школу;
- обеспечение единства и преемственности семейного и дошкольного воспитания;
- повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих детей дошкольного возраста на дому, в т. ч. детей с ограниченными возможностями здоровья.
График работы консультативного пункта
№ п/п |
Должность специалиста |
Время работы |
1. |
Педагог- психолог |
Понедельник, среда, пятница 15.15 – 17.15 |
2. |
Учитель-логопед |
Понедельник, среда, пятница 16.00 – 17.30 |
Служба ранней помощи