Организация охраны здоровья детей
«Основные направления деятельности МАДОУ ДСКВ «Сказка» по сохранению и укреплению здоровья воспитанников в рамках реализации ФГОС ДО»
Люди должны осознать, что здоровый образ жизни-это личный успех каждого
В.В.Путин
Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольного образовательного учреждения, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребёнка. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области охраны и укрепления здоровья детей регламентируется рядом нормативно-правовых документов ( Закон «Об образовании в РФ», 273-ФЗ, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.»Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, одной из главных задач является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста обусловлена и тем, что это период постепенной подготовки ребенка к систематическому обучению, к восприятию учебных нагрузок в школе. Поэтому, в первую очередь нужно создать безопасную, здоровую, комфортную среду для пребывания детей в учреждении.
Подобный подход предъявляет особые требования к профессиональным качествам педагогов и предполагает активную позицию родителей.
Управление здоровьесберегающей деятельностью в МАДОУ ДСКВ «Сказка» представляет собой систему, элементы которой находятся в тесной взаимосвязи друг с другом: администрация, воспитатели, медицинские работники, инструктора по физической культуре, педагог-психолог и другие специалисты.
Проведённый анализ состояния здоровьесбережения в нашем детском саду позволил раскрыть некоторые проблемы:
- отсутствие полной преемственности в области здоровьесбережения между детским садом и семьей (нарушение в домашних условиях режимов дня, питания, закаливания.).
- сложности организации полноценного сбалансированного питания при имеющемся финансировании (родительская плата за присмотр и уход), и росте цен на продукты.
- несформированность потребности и умений у детей, родителей и педагогов в здоровом образе жизни;
- отсутствие должной материально-технической базы, отвечающей здоровьесберегающей направленности (отсутствие физио, массажного, стоматологического кабинетов).
Данные проблемы влекут за собой отрицательные последствия:
- рост заболеваемости;
- уменьшается процент здоровых детей, выпускаемых в школу;
- недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей, следствием чего является низкая активность, безответственность родителей к своим обязанностям по отношению к детям и образовательному процессу в ДОУ.
При определении направлений в сохранении и укреплении здоровья воспитанников, прежде всего, учитываем данные скрининга условий и образа жизни семей воспитанников.
В связи с этим, возникла необходимость в обновлении оздоровительной работы ДОУ через создание единого здоровьесберегающего пространства и практической реализации модели «Детский сад – семья».
Были определены следующие аспекты:
- проектирование и разработка средств здоровьесберегающей деятельности;
- планирование деятельности всех субъектов процесса и контроль за ней;
- создание педагогических условий;
- организация: питания, физкультурно-оздоровительной и профилактической работы;
- помощь в обеспечении санитарно-эпидемиологических нормативов;
- взаимосвязь с семьями воспитанников по созданию единой здоровьесберегающей среды в семье и ДОУ.
Деятельность ДОУ по сохранению и укреплению здоровья включает следующие направления работы:
- медицинское направление;
- педагогическое направление;
- социально-психологическое направление;
- физкультурно-оздоровительное направление;
- координационно-управленческое направление.
1. Медицинское направление, которое включает:
а) медико-психолого-педагогическое сопровождение в рамках реализуемой программы «Здоровый Малыш» и функционирования Центра здоровья.
б) комплекс санитарно-гигиенических мероприятий.
в) организация правильного питания. В этой связи на пищеблоке было установлено современное оборудование, пароконвектомат, обеспечивающий правильную технологическую и кулинарную обработку продуктов, сохранность их исходной пищевой ценности и высокие вкусовые качества блюд.
г) профилактически-оздоровительная работа, как с диспансерными детьми, так и с детьми, имеющими функциональные отклонения, которая строится на основе:
- анализа заболеваемости;
- учета контингента детей;
- диагностических данных об уровне физического развития детей.
Осуществление профилактических мероприятий:
1. Сезонная профилактика простудных заболеваний — ( осенью и зимой дети получают поливитамины, в третье блюдо добавляется ежедневно витамин С).
2. Профилактика гриппа и вирусной инфекции. Используются: луко – чесночные «амулеты», прививка от гриппа.
Со всеми детьми в течение года проводятся специальные закаливающие процедуры:
контрастно-воздушные ванны (ранний возраст, дошкольный);
полоскание зева водой комнатной температуры (дошкольный возраст);
упражнения, выполняемые лежа после сна (ранний возраст, дошкольный);
занятия в бассейне.
Для оздоровления и профилактического лечения детей, ЧБД детей внедрена в практическую деятельность «Схема поэтапного оздоровления».
Также профилактическая работа включает в себя комплекс специфических физио- и общеукрепляющих процедур с согласия родителей (законных представителей).
В ДОУ 2 раза в год (осень-весна) дети посещают спелеоклиматическую камеру.
Результат лечения:
- снижение уровня заболеваемости
- увеличение периода ремиссии
- повышение общего здоровья, иммунитета и выносливости
2. Педагогическое направление включает комплексную работу всех участников образовательного процесса. Педагоги организуют работу с детьми с учетом личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, детских интересов и предпочтений, рекомендаций специалистов. Все оздоровительно-коррекционные мероприятия в группах выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день в виде «Тропинки здоровья». В целях формирования у детей знаний по основам безопасности и здорового образа жизни педагоги включают в свою деятельность цикл занятий «Познай себя» и «Уроки здоровья». Ежедневно, при помощи «Экрана настроения», воспитатели отслеживают эмоциональное состояние каждого ребенка, планируя дальнейшую работу по эмоциональному развитию детей своей группы. Для создания эмоционально — благополучной обстановки в ДОУ, ситуации успеха каждого ребенка и взрослого работает телестудия «Малыш»: музыка встречает детей и взрослых с порога детского сада, все могут увидеть фото и видеоматериалы того или иного произошедшего в саду события, звучат поздравления с Днем рождения, с праздниками.
3. Социально-психологическое направление ориентировано на укрепление психофизического здоровья и предполагает использование эффективных психокоррекционных средств. Психогигиена предполагает предоставление субъектам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем, что осуществляется в процессе продуктивного взаимодействия педагога-психолога с воспитателями и родителями (законными представителями), направленном на построение психологически безопасной образовательной среды для ребенка. Данная работа осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций, мастер-классов, тренингов, семинаров-практикумов, родительских собраний.
С этой целью пополняется материально-техническая база ДОУ, так в 2014-2015 уч.году на средства, выделенные депутатом Тюменской областной Думы Лосевой Инной Вениаминовной был приобретён в сенсорную комнату интерактивный пол, который эффективно способствует развитию детей, способствует адаптации ребенка к новым условиям, позволяет в игровой форме познавать мир, организовать взаимодействие между всеми членами детского коллектива, вырабатывая позитивные навыки общения. В ДОУ также оборудованы, изостудия «Маленькие волшебники», кабинет педагога — психолога с библиотекой для детей. В просторном холле среди аквариумных рыбок дети и взрослые могут отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности. Все помещения, соответствуют принципам ФГОС ДО к предметной среде по: полифункциональности, трансформируемости, вариативности, насыщенности, доступности и безопасности:
4. Физкультурно-оздоровительное направление включает в себя сочетание базовых форм и вариативных форм физического воспитания, что позволяет обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку детей. Работа инструктора по физической культуре строится в тесной взаимосвязи с медицинским персоналом и воспитателями, в результате чего дети получают оптимальную нагрузку на физкультурных занятиях и утренней гимнастике с учетом адаптационного периода после заболевания, с учетом уровня физического развития, с учетом физкультурной группы и уровня овладения детьми основными движениями. Для этого в детском саду созданы все необходимые условия: бассейн, физкультурный зал, спортивная площадка, класс хореографии. С этого нового учебного года наши воспитанники будут иметь возможность заниматься в спортивном зале с новым специализированным спортивным покрытием, роль которого – дать каждому ребёнку во время занятий физкультурой правильный баланс безопасности, комфорта, эффективности и эстетики. Оснащение новым спортивным оборудованием дало возможность расширить спектр дополнительных образовательных услуг, в том числе и платных. Так, в этом уч. году начнёт функционировать студия «Крепыш» (дополнительные занятия по физической культуре) для детей с 2-х лет и продолжит свою работу уже всем знакомая и многими любимая секция «Будь здоров, малыш!» (обучение детей плаванию)
5. Координационно-управленческое направление — предполагает координацию деятельности всех специалистов, занимающихся сохранением здоровья детей. Для успешного проведения мониторинга состояния здоровья и физического развития детей создан «Паспорт здоровья детей дошкольного учреждения». Сформирован банк данных о семьях и родителях воспитанников (социальный паспорт ДОУ). Для создания условий реализации преемственности семьи и ДОУ реализуется модель «Детский сад-семья», которая направлена на обеспечение взаимосвязи с семьями воспитанников по созданию единой здоровьесберегающей среды в семье и ДОУ. Взаимодействие с родителямиосуществляется через организацию работы по двум блокам:
1. Педагогическое просвещение родителей (Лекции, семинары, практические занятия, конференции, работа творческих групп по интересам, педсоветы, родительские собрания и т.д.)
2. Включение родителей в деятельность ДОУ (Соревнования, кружки, выпуск стенгазеты, конкурсы, викторины, работа кружков, совместные мероприятия и т.д.)
В нашем дошкольном учреждении на протяжении многих лет продолжает работать консультативный пункт по оказанию помощи семьям воспитанникам. Родители могут получить квалифицированную консультацию от администрации и специалистов ДОУ по любому интересующему вопросу. Сегодня уже почти каждое образовательное учреждение имеет в открытом информационном пространстве свое собственное «интернет-представительство» Наше ДОУ не исключение. Функционирование официального сайта позволяет сформировать единое сообщество педагогов и родителей; создать условия для творческой самореализации педагогов ДОУ; популяризировать достижения педагогов и детей; повысить информационную компетентность педагогического сообщества системы дошкольного образования. На официальном сайте МАДОУ ДСКВ «Сказка» имеются разделы «Родительская страничка» и «Страничка педагога», где размещены консультации, советы, рекомендации для родителей наших воспитанников.
Анализ практики по обеспечению здоровьесберегающего пространства ДОУ привёл к следующим результатам:
В МАДОУ ДСКВ «Сказка» сделано много необходимых преобразований для создания оптимальной оздоровительной системы, что позволяет качественно решать задачу сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Многие оздоровительные технологии работают успешно на протяжении ряда лет (реализация программы «Здоровый малыш» по сохранению здоровья детей и приобщению родителей к здоровому образу жизни). Внедряются новые (разработка и апробирование программы «Доктор мяч»).
На протяжении ряда лет задачи по сохранению и укреплению здоровья включаются в годовые задачи работы ДОУ.
Создана нормативно-правовая база по созданию здоровьесберегающего пространства и реализации оздоровительной модели «Детский сад – семья»;
Созданы благоприятные условия для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста;
Выстроен комплекс диагностических методик оценки культурной компетентности субъектов педагогического процесса (система знаний о здоровье и здоровом образе жизни, поведенческих структур, осознанного отношения к своему здоровью);
Работа родителей и педагогов в условиях дошкольного учреждения приобрела характер сотрудничества.
Всем нам известно выражение: «В здоровом теле – здоровый дух». Но не менее справедливым будет и обратное утверждение: «От здорового духа – здоровое тело». Гармоничное развитие человеческой личности может быть достигнуто только в единстве этих двух здоровых начал. Поэтому совершенно необходимо в работе ДОУ воспитывать у детей, родителей и педагогов силу духа – именно она сможет направлять разум в сторону добрых мыслей и положительных эмоций. Мы с Вами должны помнить это и использовать в работе, направленной на сохранение здоровья — нашего основного капитала.
Охрана жизни и здоровья воспитанников
1. Охрана жизни и здоровья воспитанников МАДОУ ДСКВ «Сказка» включает в себя:
— оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
— организацию питания воспитанников;
— определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
— пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
— организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
— прохождение воспитанниками в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации;
— профилактику и запрещение курения табака или потребления никотинсодержащей продукции, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
— обеспечение безопасности воспитанников во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
— профилактику несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
— проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
— обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
2. Организация охраны здоровья воспитанников (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации)
3. Осуществление образовательной деятельности, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья воспитанников, в том числе обеспечивают:
— наблюдение за состоянием здоровья воспитанников ;
— проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
— соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
— расследование и учет несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в дошкольной организации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.